СМЫСЛЫ
и
ОБРАЗЫ
НОВОГО МИРА
КОНКУРС
О
ПРОЕКТЕ
24 февраля 2022 года начался новый этап в жизни не только России, но и всего мира. Осознание этих перемен очень важно и для победы в войне, и для нормализации жизни в тылу, и для решения геополитических задач.
Осмыслением ситуации занимались участники форума "Смыслы и Образы Нового Мира", российские философы из Луганска, Донецка и Москвы, которые разработали философские максимы и тезисы.

Форум представлял собой первую часть философско-художественного проекта, который завершится преобразованием максим и тезисов в художественные образы для дальнейшего распространения в массовой культуре. Работы будут представлены на выставках, напечатаны на шевронах, наклейках и другой продукции.

Указанная продукция будет реализовываться в благотворительных целях.

Дай стране креативного угля!





В рамках конкурса художникам и графическим дизайнерам необходимо разработать концепт-арт, взяв за основу предложенные философские максимы и тезисы. Техника работы – на усмотрение участника. Организационный взнос отсутствует. На конкурс можно отправить до 5 авторских работ, созданных не ранее 2022 года.
ЦЕЛЬ КОНКУРСА
Форматы:


ФОРМАТЫ
Дай стране креативного угля!


  • Картины для выставок и аукциона.

  • Толстовки, футболки, худи, дождевики.

  • Шевроны, наклейки.
Сделай арт про Россию будущего.
Россию, какой ты ее видишь.

В конкурсе могут принять участие художники и графические дизайнеры.


Участник может представить на конкурс до 5 авторских работ.
Организационный взнос отсутствует. Техника работы – на усмотрение участника.


/ УСЛОВИЯ
Работы присылаются в формате - png или jpeg в высоком разрешении. Необходимо указать название работы, а также добавить краткое описание. Объем файла не должен превышать 15 Мб.

Заявка на участие в конкурсе подается кандидатом, достигшим совершеннолетия, с 25 декабря 2022 г. по 31 января 2023 г. через форму "ЗАГРУЗИТЬ РАБОТУ" или на почту: obratnaya.perspektiva@gmail.com

(в теме письма сделать пометку: Конкурс “Смыслы и образы”).

/СЛЕДИТЕ ЗА ПОДРОБНОСТЯМИ
ЗАДАЧИ
лаконичность
концептуальность

вовлечь,
заинтересовать

соотношение огромного с малым
лучезарный центробежный принцип
имперский космос, необъятность
мост к обывателю

НЕ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ
Торжественное открытие выставки Смыслы и Образы Нового Мира. Обратная Перспектива
состоялось 13 марта в 15.00 в Выставочном зале Строгановского Университета.
ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА
"Смыслы и Образы Нового Мира"
Работы, набравшие наибольшее количество баллов
Конкурс "Смыслы и Образы Нового Мира"
ЖЮРИ КОНКУРСА
Владимир Музыченко
Заведующий кафедрой «Коммуникативный дизайн»
РГХПУ им. С.Г. Строганова.
Профессор, кандидат искусствоведения,
член Союза дизайнеров РФ и Московского Союза художников.
Максим Лытов
Доцент кафедры "Монументально - декоративная живопись"
РГХПУ им. С.Г. Строганова.
Председатель Секции художников-монументалистов Московского Союза художников.
Эдуард Михеев
Начальник выставочного отдела РГХПУ им. С.Г. Строганова.
Антон Беликов
Художник, куратор проекта «После Иконы»
Андрей Коробов Латынцев

Философ, офицер армии ДНР.
Елена Заславская
Луганская поэтесса
Алексей Чадаев
Философ
Андрей Иванов
Философ
смыслы и образы нового мира
Лекции от экспертов форума
смотрите и наполняйтесь
Обращение к художникам "Смыслы и Образы Нового Мира" - Андрей Коробов - Латынцев: Философ, офицер армии ДНР.

Философ Андрей Коробов-Латынцев
"Смыслы и Образы Нового Мира"
Онлайн выступление философа Александра Дугина на Форуме "Смыслы и Образы Нового Мира" в Луганске.

Филосов - Александр Дугин
"Смыслы и Образы Нового Мира"
Онлайн выступление профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова перед художниками на трехдневном интенсиве Форума "Смыслы и Образы Нового Мира"

Тема: Образы духовного мира в творчестве.

Профессор - Алексей Ильич Осипов
Образы духовного мира в творчестве.
Онлайн выступление художника, лауреата «Премии Кандинского» Алексея Гинтовта на трехдневном интенсиве Форума "Смыслы и Образы Нового Мира"

Тема: Геральдика и Символы России Будущего.
Алексей Гинтовт
Геральдика и Символы России Будущего.
отчет о прошедшем филосовфском форуме в луганске
«СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ НОВОГО МИРА»

Нина Ищенко

Елена Заславская

С 1 по 3 декабря 2022 года в Луганске проходил философско-художественный форум «Смыслы и Образы Нового мира». Форум ставил себе задачу осмыслить влияние Специальной военной операции на русское самосознание. 24 февраля 2022 года начался новый этап в жизни не только России, но и всего мира. Осознание этих перемен очень важно и для победы в войне, и для нормализации жизни в тылу, и для решения геополитических задач. Осмыслением ситуации занимались участники форума, российские философы из Луганска, Донецка, Москвы, художники и поэты.
Идея философского форума в Луганске принадлежала Дарье Дугиной, погибшей 20 августа 2022 года в результате теракта украинских спецслужб. Дарья занималась политологией и философией, последнее время увлекалась исследованием философии фронтира, которой на практике занимаются луганские и донецкие философы.
Идею философского поддержали Благотворительный фонд Захара Прилепина и Президентский фонд культурных инициатив. Активное участие в подготовке и проведении форума приняли луганские философы, участники Философского монтеневского общества Луганска.
Форум проходил на базе библиотеки Горького, центра научной и культурной жизни Луганщины. Также в форуме приняли участие художники, студенты Академии Матусовского, ведущего творческого вуза Донбасса, и РГХПУ имени Строганова.
В ходе форума желающие посетили город Северодонецк, где оказали гуманитарную помощь жителям, пострадавшим в ходе войны.
Форум в Луганске представляет собой первую часть философско-художественного проекта, который завершится на Хуторе Захара Прилепина. Выработанные в Луганске философские максимы и афоризмы будут преобразованы в художественные образы, которые затем представят на выставке в Москве и Луганске, а также напечатают на шевронах, наклейках и другой продукции массовой культуры. Указанная продукция будет реализовываться в благотворительных целях.

Приветственное слово Александра Дугина: память о Даше

С приветственным словом на форуме выступил российский философ Александр Дугин, отец Дарьи Дугиной, подчеркнувший важность солидарности деятелей культуры и философии в условиях СВО и призвавший соблюдать соглашение Дарьи Дугиной. В память о ней принято соглашение Дарьи Дугиной, призывающее философов и деятелей культуры на время войны забыть разногласия и поддерживать друг друга.
Александр Дугин указал, что история в вечности и во времени развертываются параллельно. Пересечение времени и вечности совершается два раза: в начале времен и в конце истории. Тварная вечность вместе со временем будет подвергнута Страшному Суду. Вечность и время полностью сходятся на луганском форуме. Религиозное и историческое измерения пересекаются и искрят сегодня в России.

Русский фронтир Донбасс: философские смыслы войны

Философ из Донецка Андрей Коробов-Латынцев выступил с докладом «Духовный смысл СВО: великое русское исправление имён». Докладчик осветил конфликт между люциферианским логосом западной цивилизации и цивилизационным многообразием мира, защитником которого выступает Россия. Если западный проект разрушает человека как такового, его базовые инстинкты и культурные константы, то Россия борется за мир, где возможны разные варианты человека: русский, китайский, индийский и даже западный, при условии, что он не будет уничтожать все остальные версии человека. СВО автор видит как великое русское исправление имен, приведение вещей в соответствие с тем, чем они должны быть.
Луганский философ, культуролог Нина Ищенко рассмотрела конфликт трех традиций в русской культуре и показала, что существует как минимум три версии важных для России ценностей, созданных в традиции людей системы, бунтарей и западников. Мы не можем объединить российское общество на идее, что нужно сделать так, чтобы русским было хорошо, потому что у нас есть минимум три версии того, что такое хорошо для русских: сильная империя с традиционной семьей, жизнь в коммуне или современном коливинге с множеством гендеров, или экономическая активность с поощрением индивидуальной инициативы. Каждая из трех линий преемственности насчитывает несколько веков существования, периоды доминирования в культурном пространстве, свои успехи и неудачи. Условно эти три традиции можно представить как белых, красных и синих, что символизирует российский триколор.
Доктор философских наук Виталий Даренский в докладе о русской философии как методологии развития личности осветил различие между восточным и западным подходом к антропологическим проблемам. В западном понимании человек хорош таков, каков он есть, и нужно лишь дать ему проявиться, устранив все преграды социального, культурного и биологического характера. Восточная философия полагает, что человек каков он есть, просто не существует, прежде чем проявлять себя, он должен себя воспитать, впитать какую-то культуру, преобразовать себя. Философ подчеркнул, что категория преображения является базовой в русской культуре, и поделился планами создания концептуально нового учебника философии, основанного на россиецентричной парадигме.
Луганский философ Георгий Пилавов выступил с докладом о рецепции философии войны серебряного века в настоящее время. Пилавов подчеркнул, что для победы российское общество должно консолидироваться перед лицом нарастающей опасности – не только военной, но и внутренней. Обоснованная отечественными философами идея Русского мира, которая является духовным стержнем нашей культуры, в настоящее время находится под угрозой. Вследствие проведения в России мобилизационных мероприятий была разрушена система некоего социального консенсуса, согласно которому государство не вмешивалось в личную жизнь людей, а те, в свою очередь, не вмешивались в политику. По мнению философа, пришло время размораживать политическую систему. Таким образом будет осмыслена роль нашей армии, которая ведет сражения не только за те или иные территории, а за существование самой России, за наше неотъемлемое право творить свое историческое бытие.
Философ Андрей Кондауров, попавший на фронт в феврале в ходе всеобщей мобилизации в ЛНР, поделился философским осмыслением опыта войны. Докладчик проанализировал два антагонистичных взгляда на войну: Кант считал, что войны исчезнут из мира, а Гегель полагал, что война движет историю. Кондауров подчеркнул, что война сегодня приобрела форму мегамашины (термин введен философом техники Льюисом Мамфордом), она стала частью техносферы, будучи перенасыщена в составе своего инструментария техническими устройствами. И как техносфера приобретает сегодня автономию, убирая из технологического цикла человека, так и война получает свою автономию. Несомненно, войны ближайшего будущего будут ткать специальные системы искусственного интеллекта, генерируя бесконечные стратегии борьбы с противником, сооружая тем самым цифровой Апокалипсис. Далекие перспективы будущего не ясны. В рамках искусства, не скованного физическими законами, мы видим художественные воплощения военных перспектив как для Канта, так и для Гегеля.
С резонансным докладом о пропаганде и цензуре на телевидении выступил луганский тележурналист Леонард Свидовсков. В форуме также принял участие легендарный луганской журналист Алексей Чепурнов с анализом советского опыта построения справедливого общества и роли этого опыта в современных реалиях.
Луганская поэтесса Елена Заславская рассказала в своем выступлении о том, что в современной военной русской поэзии сохранился образ Родины-России, ценный как пространство самопожертвования. Докладчица показала, что в украинской культуре под влиянием западных ценностей Родина выступает как абстрактное мировое сообщество, построенное по принципу верности гегемону, то есть США; Родина, как Украина, так и Россия, должна быть переформатирована по образцу США, и тогда она заслуживает верности. На Украине этот процесс активно идет уже восемь лет; в России люди с таким мировоззрением сейчас начинают сталкиваться с противодействием. Поэтесса подчеркнула, что образы нового мира – это культурные архетипы, сохраненные поэтической русской традицией, воссозданные на новом материале благодаря тому, что повторяются социальные действия, ценные в прошлом и сейчас: защищать, жертвовать собой, помогать. Поэтические тексты современных поэтов опираются на архетипы воина-защитника и способны дать опыт Родины, созидающий народ как единое целое. Также Елена Заславская прочитала свои стихи, иллюстрирующие сохранение русских архетипов в поэтической традиции.

Столица империи: осмысление войны и мира

В Луганск также приехали философы и художники из Москвы: Алексей Чадаев, Дмитрий Кузнецов, Алексей Гинтовт, Антон Беликов, Андрей Иванов, Дмитрий Тарасов. Онлайн выступили Никита Сюндюков, Валентин Чередников, Сергей Кругликов, Максим Велецкий.
Философ Алексей Чадаев выступил с докладом «Современное vs. настоящее. Время как язык конфликта» и рассказал о том, что после 24 февраля Россия, за исключением Донбасса, пережила изгнание из потребительского рая, где торговый центр заменил церковь, а реклама – молитву. Эту религию обосновывал метамиф о технологиях, дающих потребителю комфорт. Сейчас это мир разрушается, и ему на смену создаются новые образы.
Художник Алексей Гинтовт в докладе «Новая пластика – зов континента» подчеркнул важность преемственности трех эпох: предмодерна, модерна и постмодерна. Предмодерн – это Российская империя, символизируемая Крестом животворящим. Государство модерна, СССР, символически выражается красной звездой. серпом и молотом. Современное государство, Российская Федерация, эпоха постмодерна, сейчас находится в поисках образа грядущей победы. Художник предложил провести всероссийский конкурс на создание образа грядущей победы.
Дмитрий Кузнецов подчеркнул, что Донбасс сейчас – эпицентр планетарной истории. Он также отметил, что философы-воины идут в битву и на смерть за свои идеи. Кузнецов также указал, что противники России табуировали и прошлое, и будущее, потому что будущее – наша сила. Врагам остается постоянная горизонтальная синхронизация с современниками. СВО – это битва за возвращение к человечности и за смысл конца истории.
Андрей Иванов обратил внимание на противостояние Вавилона и Иерусалима, идущее из древности и имеющее однозначный религиозный аспект для библейского мышления. В этом противостоянии Россия представляет собой новый Иерусалим. Традиционная русская сверхзадача – быть Вторым Израилем, Новым Сионом, народом «в завете» с Богом. Достойно прожить на своей земле и попасть в рай. Только этой сверхзадачей переполнена исконная русская словесность и эстетика – от «Повести временных лет» до никоновского Нового Иерусалима, от проповедей святых до фольклора. Истоки русского самосознания – в библейском типологическом мышлении, в уподоблении царству Давида и Соломона, в ощущении себя «Светлой Русью» – национально-религиозным сообществом с харизматичным вождем, мощной семейной, клановой системой и низовой самоорганизацией.
В докладе Дмитрия Тарасова «Война и мiр» рассмотрена проблема восприятия дискретности мирного и военного времени гражданами Российской Федерации на примере СВО. На основе проведенного исследования докладчик призвал ввести в гражданское общество Российской Федерации концепцию субъектности отношений войны и общества в противовес концепции дискретности военного и мирного времени, при этом не отрицая последнюю, а скорее дополняя ее.
Антон Беликов в докладе «Единство этики и эстетики в новом мире. Вызов бюрократическому менеджменту культуры» проанализировал ситуацию, сложившуюся в современном российском обществе, когда СВО существует в одном измерении, а культура – в другом. Воюющие на фронте за само существование России солдаты не получают почти никакой культурной поддержки от государства, которое они защищают. Даже сейчас, через девять месяцев войны, культурный менеджмент отбирает произведения, копирующие западные образцы и транслирующие западные смыслы. Ситуация только начинает меняться в последнее время.

Презентация сборника «Философ на войне»

В рамках форума был презентован седьмой сборник материалов Философского монтеневского общества Луганска. ФМО Луганска существует в городе с 1990 года, собирается каждую среду учебного года для обсуждения предложенной философской темы, и с 2015 года публикует сборники своих докладов.
Седьмой сборник включает в себя доклады, прозвучавшие на заседаниях ФМО в 2021-2022 учебном году, а также выступления, планируемые к прочтению. В книге опубликован поэтический комментарий Елены Заславской к текущей военной ситуации, цикл «Zаписки Vетерана Апокалипсиса». Отдельный раздел составляют рецензии и отзывы на шестой сборник ФМО «Донбасс: философия фронтира» (2021).
С началом Специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 года ситуация изменилась как для России, так и для республик Донбасса. В октябре 2022 года республики вошли в состав России, их интеграция в российское пространство ускорилась. Всё больше людей открывают для себя культуру Донбасса, в том числе философию Луганска, отраженную в сборниках ФМО. Темы, которые разрабатывались на заседаниях ФМО в течение восьми лет Минских соглашений, звучат сейчас на разных уровнях в России.
В сборниках ФМО опубликованы тексты, которые обсуждались луганскими философами в военные период. Среди обсуждаемых тем следующие:
«Национальные и имперские проекты в Российской империи, СССР, РФ», «Единство народа как научная проблема», «Донбасский код в русской культуре», «Советский проект в донбасских событиях», «Концептуализация войны 2014–2022 гг.: гражданская война, война за территорию, конфликт цивилизаций?», «Коммуникативное действие в информационном поле “Донбасс – Русский мир”», «Образ Другого как структурная характеристика культур-ной границы», «Дегуманизация как метод информационной войны», «Новороссийская идентичность народа Донбасса», «Непризнанные государства: проблемы и перспективы», «Каннибализм как средство украинской пропаганды» и многие другие.
Новая книга ФМО «Философ на войне» является вкладом мыслящих людей Луганска, Донбасса и России в процессы самоосмысления русского народа в период исторических перемен. Сборник также предоставляет возможность всем интересующимся философией и жизнью Донбасса составить представление об интеллектуальных и культурных процессах в Луганске, увидеть ситуацию изнутри, понять, какие темы волнуют людей Донбасса, и присоединиться к поиску истины.
Сборник доступен онлайн бесплатно на сайте луганской культуры «Одуванчик» и в разных сетевых библиотеках.

Дискуссия: в поисках смыслов и образов Русского мира

Самые жаркие дискуссии разгорелись в последний день работы форума. Философы и художники согласились с Ниной Ищенко, что современное сознание российского общества расколото, и попытались найти общие символы, значимые для всех его частей. Для всех конструктивных русских традиций, белой, красной и западнической, общими являются сохранение исторической памяти и положительное отношение к государству. Если человек не поддерживает российское государство, с каких бы позиций это ни происходило, – это враг, не принадлежащий русскому культурному космосу. Отношение к московскому политическому проекту (российскому государству) является маркером, отделяющим своих от чужих как в войне с Украиной, так и в российской общественной жизни.
Также форум выявил некоторое запаздывание в осмыслении ситуации российским обществом по сравнению с Донбассом. Для Донбасса война идет уже восемь лет. Смыслы и образы этой воны формируются здесь и доведены уже до сознания людей на фронте и в тылу. В России эти процессы только начинаются. Участники форума неоднократно подчеркивали, что большая часть российского общества живет в дофевральском мире. Хотя многие включились и помогают фронту, но на уровне общественного сознания для большой России то, что происходит в Донбассе, разворачивается где-то далеко и касается не всех. Есть люди внутренне мобилизованные, именно они приехали в Луганск, Донецк и участвуют как в военной жизни, так и в философской, и существует общество, которому нужно объяснить, что происходит в доступных образах.
Художники и философы старались выяснить, может ли Z быть универсальным символом России и Русского мира или это ситуативный знак, который уйдет с прекращением военной ситуации.
Андрей Иванов и Антон Беликов высказали сходные идеи о том, что смысл происходящего доступен только тем, кто на фронте, а мы не можем проникнуть в сознание военных на передовой, поскольку отделены от них непроницаемой пленкой. Также мы отделены и от воюющих украинцев и не можем знать, что у них в голове.
Нина Ищенко отметила, что в Донбассе ситуация совсем иная и граница всецело проницаема. Во время всеобщей мобилизации в ЛНР в феврале 2022 года в каждой семье один или несколько мужчин ушли на фронт, и мы знаем, что они думают, поскольку это наши мужья, сыновья, братья, коллеги.
Константин Деревянко заявил, что мы также знаем, что движет украинцами, потому что жители Донбасса много лет прожили при Украине и получали образование еще в украинских советских школах. В голове у украинцев «Заповит» Тараса Шевченко, который каждый украинский школьник учил наизусть. Там есть такие строки:

Как понесет с Украины
В синее море
Кровь вражескую ... вот тогда я
И равнины, и горы -
Покину все, и полечу
К самому Богу
Молиться ... а до этого
Нет для меня Бога.

Таким образом, для украинца сначала идет убийство и пролитие крови, а только потом молитва и обращение к Богу. Деревянко считает это важным аспектом религиозной жизни, на который нужно обращать внимание всех православных по обе стороны фронта. Так в ходе дискуссии философы пришли к пониманию, что важно транслировать русские смыслы и образы не только не проснувшейся части российского общества, но также и украинцам.
Режиссер Андрей Федулов показал присутствующим фоторепортаж, снятый на позициях в ЛНР и рассказал, как его поразили наши бойцы своим спокойным отношением к жизни и смерти. Это спокойное отношение к себе и жизни, к бою и к врагу резко контрастирует с тем ликованием, которым в украинских сетях сопровождается каждое убийство русских, как военных, там и мирных, включая Дашу Дугину.
В ходе дискуссии Андрей Иванов в качестве объединяющего образа предложил образ Родины-Дочери. Традиционно мы воспринимаем Родину как мать, которая дала нам жизнь и в некотором смысле за нас отвечает, но сейчас более актуальным может оказаться образ Родины-дочери, чье будущее зависит от наших усилий, и за которую отвечаем мы. Под знаком одного из воплощений Родины-Дочери Даши Дугиной и прошел этот форум.
Война — лекарство от гнили
«Поскольку станут к людям прививаться злые дела, - предсказано в посмертных вещаниях преподобного Нила Мироточивого,
- постольку будут находить на них и бедствия».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями, сокрушительными землетрясениями, наводнениями, неурожаями… Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото, в горниле… Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушения и бедствий для всех необходимо, и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле».

В Третьей книге пророка Ездры (другое церковное название этой книги — Апокалипсис Ездры) сказано о времени предконечных войн и других страшных бедствий: «…Тогда настанет испытание избранным Моим, как золото испытывается огнем» (3 Езд. 16, 74). Господь безконечно жалеет нас, но что делать, если мы можем дать какие-то искры, какой-то святой огонь, только когда нас поражают несчастья, катастрофы, болезни, войны… Тему очищения и духовного подъема как следствия войн хорошо раскрыл Ф. М. Достоевский в своем очерке «Парадоксалист» («Дневник писателя», апрель 1876 г.). Вот основные мысли «парадоксалиста» о пользе войны:

«Ложь, что люди идут убивать друг друга: никогда этого не бывает на первом плане, а, напротив, идут жертвовать собственною жизнью — вот что должно стоять на первом плане. Это же совсем другое. Нет выше идеи, как пожертвовать собственною жизнию, отстаивая своих братьев и свое отечество или даже просто отстаивая интересы своего отечества (ср. Ин. 15, 13: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». — Свящ. А.). Без великодушных идей человечество жить не может, и я даже подозреваю, что человечество именно потому и любит войну, чтоб участвовать в великодушной идее. Тут потребность».

«Кто унывает во время войны? Напротив, все тотчас же ободряются, у всех поднят дух, и не слышно об обыкновенной апатии или скуке, как в мирное время. А потом, когда война кончится, как любят вспоминать о ней, даже в случае поражения! И не верьте, когда в войну все, встречаясь, говорят друг другу, качая головами: «Вот несчастье, вот дожили!» Это лишь одно приличие. Напротив, у всякого праздник в душе. Знаете, ужасно трудно признаваться в иных идеях: скажут, — зверь, ретроград, осудят; этого боятся. Хвалить войну никто не решится».

«Великодушие гибнет в периоды долгого мира, а вместо него являются цинизм, равнодушие, скука и много — много что злобная насмешка, да и то почти для праздной забавы, а не для дела. Положительно можно сказать, что долгий мир ожесточает людей. В долгий мир социальный перевес всегда переходит на сторону всего, что есть дурного и грубого в человечестве, — главное к богатству и капиталу. Честь, человеколюбие, самопожертвование еще уважаются, еще ценятся, стоят высоко сейчас после войны, но чем дольше продолжается мир — все эти прекрасные великодушные вещи бледнеют, засыхают, мертвеют, а богатство, стяжание захватывают всё. Остается под конец лишь одно лицемерие - лицемерие чести, самопожертвования, долга, так что, пожалуй, их еще и будут продолжать уважать, несмотря на весь цинизм, но только лишь на красных словах для формы. Настоящей чести не будет, а останутся формулы.

Формулы чести — это смерть чести. Долгий мир производит апатию, низменность мысли, разврат, притупляет чувства. Наслаждения не утончаются, а грубеют. Грубое богатство не может наслаждаться великодушием, а требует наслаждений более скоромных, более близких к делу, то есть к прямейшему удовлетворению плоти. Наслаждения становятся плотоядными. Сластолюбие вызывает сладострастие, а сладострастие всегда жестокость. Вы никак не можете всего этого отрицать, потому что нельзя отрицать главного факта: что социальный перевес во время долгого мира всегда под конец переходит к грубому богатству».

«Наука и искусства именно развиваются всегда в первый период после войны. Война их обновляет, освежает, вызывает, крепит мысли и дает толчок. Напротив, в долгий мир и наука глохнет… Если б не было на свете войны, искусство бы заглохло окончательно. Все лучшие идеи искусства даны войной, борьбой».

«Христианство само признает факт войны и пророчествует, что меч не прейдет до кончины мира: это очень замечательно и поражает. О, без сомнения, в высшем, в нравственном смысле оно отвергает войны и требует братолюбия. Я сам первый возрадуюсь, когда раскуют мечи на орала. Но вопрос: когда это может случиться? И стоит ли расковывать теперь мечи на орала? Теперешний мир всегда и везде хуже войны, до того хуже, что даже безнравственно становится под конец его поддерживать: нечего ценить, совсем нечего сохранять, совестно и пошло сохранять. Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов. Чтоб удержать рабов в рабском состоянии, надо отнять от них свободную волю и возможность просвещения. Ведь вы же не можете не нуждаться в рабе, кто бы вы ни были, даже если вы самый гуманнейший человек? Замечу еще, что в период мира укореняется трусливость и безчестность. Человек по природе своей страшно наклонен к трусливости и безстыдству и отлично про себя это знает; вот почему, может быть, он так и жаждет войны, и так любит войну: он чувствует в ней лекарство».

«Война освежает людей. Человеколюбие всего более развивается лишь на поле битвы. Это даже странный факт, что война менее обозляет, чем мир… Вспомните, ненавидели ли мы французов и англичан во время крымской кампании? Напротив, как будто ближе сошлись с ними, как будто породнились даже. Мы интересовались их мнением об нашей храбрости, ласкали их пленных; наши солдаты и офицеры выходили на аванпосты во время перемирий и чуть не обнимались с врагами, даже пили водку вместе. Россия читала про это с наслаждением в газетах, что не мешало, однако же, великолепно драться. Развивался рыцарский дух. А про материальные бедствия войны я и говорить не стану: кто не знает закона, по которому после войны всё как бы воскресает силами. Экономические силы страны возбуждаются в десять раз, как будто грозовая туча пролилась обильным дождем над иссохшею почвой. Пострадавшим от войны сейчас же и все помогают, тогда как во время мира целые области могут вымирать с голоду, прежде чем мы почешемся или дадим три целковых».

«Война поднимает дух народа и его сознание собственного достоинства. Война равняет всех во время боя и мирит господина и раба в самом высшем проявлении человеческого достоинства — в жертве жизнию за общее дело, за всех, за отечество. Неужели вы думаете, что масса, самая даже темная масса мужиков и нищих, не нуждается в потребности деятельного проявления великодушных чувств? … Взаимный подвиг великодушия порождает самую твердую связь неравенств и сословий. Помещик и мужик, сражаясь вместе в двенадцатом году, были ближе друг к другу, чем у себя в деревне, в мирной усадьбе. Война есть повод массе уважать себя, а потому народ и любит войну: он слагает про войну песни, он долго потом заслушивается легенд и рассказов о ней… пролитая кровь важная вещь! Нет, война в наше время необходима; без войны провалился бы мир или, по крайней мере, обратился бы в какую-то слизь, в какую-то подлую слякоть, зараженную гнилыми ранами…».

Следите за подробностями

АНО «КУЛЬТУРНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ» © 2023

Made on
Tilda