мистическое течение в монашестве

ИСИХАЗМ

(от греч. ἡσυχία (исихия) — молчание, безмолвие, покой) – мистическое подвижническое течение в монашестве, подразумевающее жизнь, связанную с отшельничеством и безмолвием.
Исихазм — понятие, использовавшееся в Восточной церкви с древности. В раннюю византийскую эпоху исихазм означал вообще отшельничество – одинокий подвиг пустынника.

В позднюю византийскую эпоху исихастами назывались монахи, посвятившие себя абсолютной тиши, священному покою, внутреннему духовному сосредоточению, непрестанной «умной» молитве, «внутреннему деланию». Этого рода подвиги приводили в особое состояние, связанное с неизъяснимым блаженством, зрением некоего небесного света, нездешнего, несотворенного, подобного свету, озарившему Спасителя на Фаворской горе.

Хорошо иллюстрирует это понятие пример из монашеской жизни. Некий старец в монастыре ругает послушника: «Что ж ты все время болтаешь? Я тебе говорю – молчи, а ты только и знаешь, что болтать!» Юноша чуть не плачет: «Отче, да я же рта не открываю, за весь день ни единого слова не вымолвил!» – «Нет, болтаешь!» – стоит на своем старец. Прошел год. Однажды подходит к послушнику отче и хвалит: «Молодец, сегодня хорошо молчал!» Инок в недоумении – «Да ведь я сегодня только и делаю, что разговариваю – и по тому поводу пришлось, и по тому…» – «Это ты устами говорил, а ум твой пребывал в благоговейном молчании, не мешая сердцу молиться. И потому через тебя Святой Дух мог действовать. А раньше ты уста-то смыкал, да от болтовни помыслов твоих у меня в ушах гремело, так что и сам в свое сердце Господа не впускал, и мне вдобавок мешал всячески».

Постоянное повторение Иисусовой молитвы принято было в глубокой древности как благодатное подспорье в деле достижения этой тишины ума и перемещению сознания из головы в сердце. Многократно повторяли слова молитвы, добиваясь ухода всех остальных мыслей и образов. «Отрывки» этой практики мы слышим на каждом богослужении при 12-ти и 40-ка повторах «Господи, помилуй».

Неверно отождествлять повторение Иисусовой молитвы с исихазмом как таковым. Эта молитва помогала избавиться от постоянных внутренних «разговоров» и от доминирующей роли рассудочного ума. А когда молитва перемещалась в зону сердца, словесная молитва прекращалась. И вот тогда наступало единение с Богом
«Печальная и даже трагическая реальность нашего времени заключается в том, что многие говорят об обожении человека… не упоминая о пути и методах достижения цели. Это фундаментальная ошибка. Ибо, как и во всех науках, если нет метода, не будет и результатов. Эта истина относится и к православному богословию. Когда богословие не указывает путь и метод, то есть аскетический исихастский метод, оно никогда не сможет привести человека к конечной цели. Такое богословие опасно».
Предлагаемая статья исключительно актуальна для всех, кто серьёзно относится к молитве и хочет на деле познать её основополагающие духовные законы. Мир прибегает к молитве в самую последнюю очередь, когда его уже совсем сжимают и теснят со всех концов злые обстоятельства – но просит, как правило, наряду с избавлением вновь и вновь только одно: деньги, власть и прочие тридцать три удовольствия. Настоящая же молитва бежит от всего тленного и страстного.
Наука исихазма на Руси
Школа святого Феодосия Тырновского
Человек молитвы стремится прежде всего обрести мир в душе – через покаяние, испрашивание у Бога прощения за грехи, бесчисленные, как песок моря, и благодарение Всевышнего за Его бесчисленные благодеяния, которые мы, обмирщённые и грубые люди, почти и не замечаем. Не видим даже таких величайших даров, как сама жизнь, биение пульса, дыхание, способность мыслить, рождение ребёнка…

Молитва помогает человеку в его богообщении, напитывает душу духовной силой и просветляет разум, даёт покой сердцу, сообщает неложную надежду на грядущее бессмертие, соединяет нас со Христом, наполняет всё естество любовью Божией – как воды наполняют море.

Речь в материале пойдёт о таком молитвенном явлении, как исихазм в его русско-православной традиции.

Основанная преподобным Феодосием Тырновским книжная Тырновская школа всегда привлекала внимание учёных как культурно-исторический феномен. Они отмечают многосторонность её деятельности, разнообразие научно-культурных её аспектов при единстве духовного направления. Это и книгописание, и новые переводы книг, и православное просвещение через создание религиозных училищ. Важнейшее направление деятельности – введение так называемой архаизирующей реформы церковнославянской письменности, по сути являвшейся средством сохранения духовной и языковой чистоты. Реформа противостояла духовному оскудению, обмирщению культуры и ориентировала научно-литературную мысль исключительно на святоотеческие образцы.

Поражает обилие духовно-культурных плодов, которые принесла Тырновская школа за сравнительно короткий период своего существования. Они заключаются прежде всего в формировании таких гениальных личностей, какими были патриарх Евфимий Тырновский, святитель Киприан Московский и другие знаменитые воспитанники школы.
Они не только усовершенствовали в ней своё научное образование, но и в полную меру раскрыли дарования духовные, полученные ими от своего наставника преподобного Феодосия, и достигли святости. Главным же плодом деятельности Тырновской школы было сохранение в чистоте и неприкосновенности православного вероучения и обрядов церковных.

Известно, что плоды и результаты деятельности не появляются без соответствующей подготовки и воспитания самих деятелей. Воспитание и передача духовных знаний от опытных старцев-наставников своим ученикам велась во всех духовных исихастских центрах, возникших под руководством и влиянием преподобного Григория Синаита. По их образцу и в соответствии с исихастскими принципами дело образования было поставлено и в школе преподобного Феодосия Тырновского.

Исихазм – это учение Церкви о пути обожения Святым Духом и аскетико-мистическое церковное предание, дающее верные деятельные средства для восхождения к Богу. Поэтому исихастские школы были в первую очередь школами подвижничества, а образовательный процесс ставил основной целью научение правильной жизни в Церкви Христовой, что принципиально важно для достижения спасения.

Именно на выполнение высшей духовной миссии – на воспитание человека для Царствия Божия и обучение его науке о стяжании благодати Духа Святого – был направлен весь образовательный процесс в Тырновской школе. И если внимание исихастов всегда было обращено на «исследование писаний» как верного руководства ко спасению, то Тырновская школа занималась словесным творчеством преимущественно – активно проводились учёные филологические занятия: составление, редактирование, перевод книг при тщательном следовании высоким образцам церковной письменности. Большое внимание уделялось эстетике письма, правильности, точности и выразительности слова – важнейшего средства прославления Бога и просвещения людей.
Нам, безусловно, весьма важно знать о том, каким образом был поставлен учебный процесс в Тырновской школе, о его методологии и методах. И хотя исторических документов по этому вопросу находится весьма немного, но у нас есть духовное наследие, жития и творения Святых Отцов-исихастов – Григория Синаита и его учеников, среди которых был и преподобный Феодосий Тырновский. В этих источниках заключается немало сведений о духовных принципах, лежавших в основе исихастского школьного образования.
Итак, в 1349 году преподобный Феодосий Тырновский, получив поддержку царя Иоанна- Александра, которому он изложил свой план создания исихастского образовательного центра, основал неподалёку от Тырнова, на Килифаревской горе, монастырь. К преподобному сразу же потянулись с разных концов страны желавшие научиться спасительному пути и проходить иноческий подвиг под его непосредственным руководством. В основном это были люди знатного происхождения, с хорошим светским образованием, стремившиеся и к высшему духовному просвещению. Довольно скоро около преподобного Феодосия собралось до пятидесяти учеников. В дальнейшем, как указывают исследователи, школу преподобного Феодосия Тырновского прошли около четырёхсот шестидесяти учеников.

В 1371 году святой Евфимий перевёл Тырновскую школу в монастырь Святой Троицы возле Тырнова. Здесь это училище стало высшей школой богословской мысли и одновременно замечательным центром книжности.

Таким образом, в своей церковно-просветительной деятельности преподобный Феодосий Тырновский стал организатором целой научно-богословской школы, основанной на исихастских принципах и правилах. Основанием её учебно-воспитательного процесса как средства для духовного возрастания учеников являлись, по словам архимандрита Горазда, «глубокое влечение к подвижнической жизни в духе и силе исихазма, а также высокий литературный талант».




Преподобный Феодосий в короткое время превратил свой исихастский монастырь в крупный просветительный центр, где развивались как исихастское духовное делание, так и вытекающая из исихастского образа мышления богословско-философская, историческая и филологическая мысль.

Сам преподобный Феодосий был учёным-переводчиком, церковным проповедником и сведущим богословом. Под его редакцией во второй половине XIV века был составлен большой монашеский сборник слов и поучений – своего рода энциклопедия знаний, необходимых исихасту. Сборник хранится в рукописном отделе Софийской народной библиотеки под № 672

Преподобный Феодосий не только способствовал духовно-интеллектуальному возрождению болгарского народа в эпоху царя Иоанна-Александра, но и оказывал непосредственное сильное влияние на церковную и государственную политику того времени. Смело обличал он ереси и расколы, грубый племенной национализм, на церковных соборах отстаивал чистоту вероучения и единство православия. Сама личность преподобного Феодосия символизировала крепость веры и благочестие, а оставленное им духовное завещание, в котором кратко излагались исихастские учение, главные принципы и правила подвижничества, стало символом всех исихастов. На этих принципах сформировалась методика учебного процесса в Тырновской школе, именно они лежали в основе всей её многополезной деятельности и образа жизни учеников.
Рассмотрим эти принципы и правила.
Первый принцып
Хранить и соблюдать христианские заповеди, и прежде всего «величайшую родовую заповедь» о памяти Божией, или, что то же, об умном делании через умную Иисусову молитву. «Память о Боге монах должен иметь вместо дыхания, – наставляют исихасты. – Память о Боге, или умная молитва, выше всех родов деятельности. Она, как и любовь Божия, является главой добродетелей» и отсекает всё душевредное. Имя Господа Иисуса Христа нужно «носить в уме, в сердце и в устах», чтобы с Ним «и дышать, и жить, и спать, и бодрствовать, и ходить, и есть, и пить» .Молитва всемерно помогает не только приобретению добрых душевных качеств, но и усвоению знаний: она, по словам отцов-исихастов, «причина дарований, тайное преуспеяние, просвещение ума». «Умного делания не оставлять отнюдь» – вот важнейшая заповедь преподобного Феодосия ученикам.Заповедь о памяти Божией лежит в основе всего исихастского духовного пути. Она относится к определяющим и основополагающим моментам учения.


Второй принцып
Исповедовать и хранить в чистоте веру православную и благочестие.


Третий принцып
Помнить о смерти и Страшном суде Христовом.


Четвертый принцып
Бороться с греховными страстями через деятельные добродетели, и в первую очередь через послушание, отсечение своей воли, нестяжательность, воздержание, пост, молитвословие, бдение. Послушание – вот главное условие христианского подвига, «малая и вместе великая и кратчайшая лествица, возводящая к совершенству», по учению исихастов. Истинный послушник должен отсекать свою греховную волю перед духовным руководителем, иметь к нему искреннюю веру, не прекословить и не спорить, а также пребывать с другими послушниками во взаимном послушании и единомыслии. Воздержанием же от сна, пищи и телесного покоя подвизающийся приобретает сокрушение сердечное, без которого невозможно стяжать благодать обожения.

Пятый принцып
Необходимо точно и искренне исповедовать каждый день свои помыслы перед духовным руководителем, как перед Самим Богом, а также постоянно мысленно исповедоваться Господу.
Шестой принцып
Как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, поскольку через Таинства церковные сообщается человеку благодать Божия.
Седьмой принцып
«Истинствовать», по выражению исихастов, «в деле и слове» , а это значит прежде всего правильно относиться к словам, от которых человек «осудится или оправдится» (Мф., 12:37). Истинствовать – значит не лицемерить, не лукавить, не празднословить, «удаляться клеветы, гнева и ярости, памятозлобия и зависти», как разъясняет преподобный Феодосий Тырновский. Этот универсальный жизненный принцип исихастов побуждал их сберегать дух переписываемых и переводимых книг и при осуществлении «книжной справы» не отклоняться от русла общецерковной традиции. Исихасты всячески старались блюсти и «букву», т.е. словесную форму выражения, как надёжное и совершенное средство точной передачи христианских догматов, нравственных законов и святоотеческой душеспасительной мысли.
Школа письменности и словесности была органической частью исихастской школы подвижничества, своего рода «духовной мастерской» . В соответствии с заповедями наставников-исихастов ученики усердствовали в стяжании терпения и смирения, в богомыслии, душеполезном чтении, псалмопении. Псалмопению и исследованию богодухновенных книг исихасты придавали особое значение, поскольку слова Священного Писания содержат в себе великую очищающую и просвещающую благодатную силу. Тырновские ученики, опытно дознавшие это, всё внимание употребляли, чтобы избежать ошибок и искажений при его переписывании.
Внимание, «собирание себя воедино» – это присущий исихастской традиции важнейший метод духовного делания, он тесно связан с непрестанной памятью о Боге и умной молитвой. Исихасты придают вниманию человека решающее значение, потому что именно в перераспределении внимания с Бога на чувственный мир заключался самый существенный момент грехопадения первых людей. В них произошла, так сказать, ценностная переориентация, последствиями которой были сам грех и извращение человеческой природы. Люди вдруг обнаружили себя и окружающий мир находящимися вне благодати Божией, а диавол получил власть и возможность прежде всего колебать мыслительную силу человека, воздействовать на него и его внимание и удерживать его в этом состоянии – вне Бога. Вот почему исихасты так настаивают на обратном процессе – перераспределении внимания от греховного, чувственного мира на мир Божественный. И ум, и внимание человека должны быть в Боге и в предметах Божественных.

Сосредоточивать внимание, «держать ум» в богодухновенных словах ученикам помогал сам процесс списывания и перевода книг, в то же время учащиеся имели возможность глубже усвоить духовное наследие, поскольку такая работа производилась ими медленно и вдумчиво.

Метод дословного перевода, калькирования, который применялся в Тырновской книжной школе, также был характерен для исихастской духовно-культурной традиции в целом. Его применение связано, с одной стороны, с почитанием высоких духовных образцов, а с другой – являлось исихастским «художественным» приёмом сосредоточения внимания на сложных и непривычных оборотах речи, что препятствовало блужданию ума.




Духовный подвиг, труд, напряжённая работа мыслительной силы души была необходима, чтобы прочитать текст, выполненный в стиле «плетения словес». Также и высокая изобразительная культура, присущая исихастским рукописям, и в частности творениям Тырновской школы, – это не дань внешней красивости, а внутренняя духовная потребность создавать из письменного произведения глубоко символичный образ.

Заложенное в человеке Богом чувство прекрасного и изящного должно получить в душе подвижника спасительное, безгрешное направление. Страстные силы души должны не умерщвляться, а преображаться, освящаться, «обогащаться благим» и направляться на служение Богу – вот важнейшее положение исихазма. В силу этого исихасты всемерно стремились развить в человеке его творческие способности для созидания в синергии с Богом. В этой спасительной установке кроется причина столь результативной деятельности Тырновской книжной школы.

Воспитанники Тырновской школы патриарх Евфимий и митрополит Киприан стали главными духовными преемниками и продолжателями дела преподобного Феодосия. Патриарх Евфимий Тырновский «произвёл целый переворот в церковной жизни и в образовательных сферах Болгарии», укрепил религиозно-национальное сознание своих соотчичей и православных народов других славянских стран. Святой Евфимий явил будущим поколениям православных деятелей высокий образец подвижнического служения Слову. Святителю Московскому Киприану Господь судил много потрудиться для распространения исихастского просвещения на Руси и для её духовно-политического укрепления.


В заключение ещё раз отмечу, что обилие духовных плодов Тырновской книжной школы связано с правильными исихастскими, святоотеческими установками, заложенными в основу учебно-воспитательного процесса и использовавшимися в качестве его методов. Общей методологией было учение исихазма в целом и его духовная традиция, направленная на спасение человеческой души и достижение обожения.

игумен Петр (Пиголь)
АСКЕТИКА
наука о сущности христианского подвижничества