Как богословский предмет Аскетика связана со многими богословскими дисциплинами и в первую очередь с разделом Сотериологии Догматического богословия. Учение о спасении является одним из основных разделов Православной догматики и в то же время занимает центральное место в Православной аскетике. Ведь сам
аскетизм в своих формах и проявлениях происходит из понимания спасения и стремления к спасению. Отсюда — и понять аскетизм, и правильно совершать подвиг без уяснения спасения невозможно. Сотериология и аскетизм имеют неразрывное внутреннее единство. Постижение человеком догмата о спасении должно производить в нём глубокие внутренние изменения — не приспособление учения под себя, а изменение ума, преобразование души, должно делать человека «новым творением», что совершается через подвиг, аскезу. Отсюда, Аскетика как предмет изучает область опытного богословия. В этом отношении Аскетика близка и к Гомилетике, Литургике, Каноническому праву, которые изучают формальную сторону пастырства, не касаясь его внутренней стороны, и предмет Пастырского богословия, который раскрывает внутреннюю сторону и психологию пастырства.